Daredevil: Born Again
Серия Daredevil стала пристанищем для таких знаменитых авторов, как Брайан Майкл Бендис, Марк Уэйд, Эд Брубейкер, и они творили великолепные комиксы — даже не по меркам супергероики. Были и падения, были и громыхающие провалы (Чичестер!), но ни один другой супергерой не может похвастаться таким количеством длинных и захватывающих ранов, как Сорвиголова. В многом это заслуга Фрэнка Миллера, который в далекие и славные 80-е переработал персонажа и определил направление для серии на десятилетия вперед.
Мне выпала честь написать о Born Again — возможно, самой главной истории из рана Миллера на Daredevil. Born Again был написан Миллером в 1986-ом году, спустя несколько после окончания его рана, и длится 7 выпусков — ##227-233, хотя последние 2 номера, по сути, являются отдельным арком. Художником выступил виртуозный итальянец Дэвид Мазукелли, в то время рисовавший Daredevil на постоянной основе. Миллер и Мазукелли слаженно сработались, и позже создали не менее культовый комикс Batman: Year One.
Карен Пейдж, бывшая девушка Мэтта Мердока, окончательно погрязла в наркотиках и съемках в порнофильмах. Во время очередной ломки она продает секрет Сорвиголовы за дозу, тем самым запуская цепочку разрушительных для Мердока событий. Кингпин узнает личность героя и теперь он не остановится ни перед чем, чтобы отобрать у Сорвиголовы все, что ему дорого.
Такова история, описываемая в Born Again. Или кажется таковой на первый взгляд. Уилсон Фиск расчетливо рушит жизнь Мэтта Мердока, отбирая у него дом, репутацию, друзей и здравый смысл. Больше всего мне импонирует терпение Кингпина — узнав имя назойливого супергероя (в то время Фиск был немезидой Человека-Паука, и лишь позже Сорвиголова «увел» криминального авторитета), Фиск берет время на продумывание своего извращенного плана, и полгода готовится к его исполнению. Жизнь Мэтта систематически идет под откос, ситуацию не скрашивает и всепоглощающая паранойя, охватившая сознание слепого адвоката.
Фрэнк Миллер ведет сразу несколько сюжетных линий от лица различных персонажей и закадрового рассказчика, и таким образом полноценно раскрывает каждое действующее лицо и великолепно передает их эмоции: сомнения и помутнение разума Мэтта, страх и ломка Карен, трусость Бэна Уриха и его сражение с ней. Чем хорош тандем Миллера и Мазукелли так это «взаимовыручкой»: даже когда Фрэнк прекращает детально все описывать, эмоциональная связь с персонажами никуда не пропадает. Мой любимый здешний сиквенс от дуэта — чередование сцен в Дэйли Бьюгл и в больнице:
Идеально сбалансированный набор панелей 7/7 рушится под контрастом, который и по отдельности и совместно создают Миллер, Мазукелли и колорист Макс Шил. Заданные Миллером темпы сцен нарочито разнятся между собой — немногословная сцена в больнице двигается стремительней из-за тонн текста в соседнем действии в Дэйли Бьюгл. В то же время Мазукелли концентрирует наше внимание на напуганном Урихе, постепенно приближая его к нам все ближе и ближе. Активное действие происходит на заднем плане, и двигается с помощью диалогов Миллера, отчего страх журналиста еще сильней валится на читателя. Самые впечатляющие панели сиквенса — заключительные. Урих окончательно запуган, а убийца Лоис спокойным голосом говорит в телефонную трубку: «Спасибо, что слушали, Мистер Урих». И тут повествование резко переключается на дремлющего Мэтта, не сняв ни доли напряжения. Также обратите внимание на работу с цветами от Макса Шила; пусть по вырезкам из отреставрированного цифрового издания 2013-го года судить сложно, теряется часть эффекта.
Я описал лишь один момент из серии, чтобы донести вам простую идею: таких проработанных моментов в Born Again много. Искусные художественные приемы Миллера и Мазукелли приукрашают практически каждую страницу этого арка.
Но и это не все. Если смотреть глубже, то Born Again можно трактовать как пересказ известных библейских лейтмотивов. Фрэнк Миллер строил свой сюжет на аллюзиях и символизме, опираясь на католическое вероисповедание. Фактически, здесь можно провести параллели между Мэттом Мердоком и Иисусом Христом, идущим по дороге к своему воскресению.
Главы арка зовутся Apocalypse, Purgatory, Pariah, Born Again и Saved — названия, взятые прямиком из Библии. Действие арка происходит во время Рождества, но описываемые события имеют много общего со «Страстями Христовыми». Карен Пейдж указала на Мэтта Мэрдока за дозу, как Иуда указал на Иисуса за тридцать серебрянников. Во главе Pariah Мэтт бродит по улицам Адской Кухни и трижды падает, подобно Иисусу, который нес крест на Голгофу.
А его падения оканчиваются Пьетой — Мэтт лежит на руках у своей матери, Сестры Мэгги. Сестра Мэгги, конечно же, занимает в истории роль Девы Марии.
Страницы, на которых указаны авторы, являются самыми запоминающимися в книге. На них Мэтт Мердок изображен лежа и можно проследить, как ухудшается его положение. Он постепенно съеживается, принимает позу эмбриона в третьей главе, затем принимает позу распятого Иисуса в четвертой, а в пятой главе Мэтт уже стоит на ногах, что символизирует его «воскрешение».
Сцена из 4-ой части мне нравится сама по себе. Нравится своей композицией:
Заглавная тема Born Again указана в самом названии. Сорвиголова проходит через мучения и испытания, потери и страдания, и в итоге «рождается заново». Используя христианские лейтмотивы, Миллер усиливает эффект от прочтения и четче доносит свой посыл до читателя.
Пару слов о недостатках. Миллер вел несколько сюжетных линий, но сумел завершить далеко не все. За ним дописывали уже другие люди, ну, а толковых авторов после Миллера долгое время не было. Это сильно сказывается на цельности истории. Также сказывается «разбивка» истории на два арка: в ##231-233 уже нет католических аллюзий и символизма, и заметно меняется стиль повествования. Более того, гостивший в последнем номере Капитан Америка у Фрэнка Миллера был… как минимум, странным, и это даже хорошо, что Миллер не стал рассматривать персонажа больше одного выпуска.
В свое время Born Again доказал, что серьезные темы можно поднимать и в рамках супергероики, и делать это осмысленно и продуманно. Daredevil: Born Again — это история одного человека. Сломленного, разбитого, но сумевшего встать на ноги и «родиться заживо». Опираясь на древний как мир сюжет, эта история говорит нам, что в конце концов все обернется к лучшему. Надо только сражаться и не терять веру.