Daredevil: Yellow

Daredevil: Yellow

Существует огромное количество разнообразных комиксов, являющихся своеобразными обращениями к сюжетам, вышедшим несколько десятилетий назад, их авторам и читателям. Над такими комисксами успели поработать, кажется, все заметные авторы – от Алана Мура до Брюса Тимма. Некоторые из этих сюжетов претендуют на серьёзное современное переосмысление персонажей и их историй, другие представляют собой развлекательное чтиво, в котором и диалоги, и рисунок, и вообще всё происходящее стилизовано под «как тогда», третьи призваны пробудить чувство ностальгии – словом, трудно дать им какую-то общую характеристику, так как все они создаются с разными целями.

В 2001 году Джеф Лоэб и Тим Сейл, уже успевшие отметиться несколькими отличными сюжетами о Бэтмэне, создали трилогию, выражающую их мысли по поводу трёх персонажей Marvel в 60-е. В неё вошли лимитки «Spider-Man: Blue», «Hulk: Gray» и «Daredevil: Yellow». Эта трилогия заслуживает рассмотрения и как нечто цельное, но сегодня речь пойдёт в первую очередь о том, что Лоэб и Сэйл рассказали о Человеке без Страха.

Итак, наши дни, Карен Пэйдж мертва, и Мэтт Мёрдок, всё более погружающийся в свои проблемы, по совету Фогги пишет ей письмо, чтобы упорядочить свои мысли. Он рассказывает ей о своём становлении как супергероя и о ранних днях конторы «Нельсон и Мёрдок». Поскольку речь идёт о периоде, описанном Стэном Ли, Биллом Эвереттом и Уолли Вудом (которым авторы и посвятили всю серию), здесь полностью игнорируются такие этапы его жизни, как обучение у Стика или отношения с Электрой во время учёбы в университете. «Yellow» – это не столько ориджин персонажа, сколько попытка понять, какие чувства он испытывал на заре своей карьеры. По этой же причине не стоит придираться к нескольким заметным отступлениям от канона, каждое из которых нужно лишь для этой конкретной лимитки, а не для изменения истории Сорвиголовы в целом.

Первый выпуск только вводит нас в курс дела, показывая, как разворачивались события незадолго до и сразу после гибели Джека Мёрдока. Но, не добившись справедливости в суде, Мэтт надевает свой странный жёлтый костюм, и начинается всё самое интересное. Лоэб и Сейл таинственным образом совмещают серьёзное и нелепое: экшн в стиле комиксов 60-х, реакция бандитов на облик начинающего супергероя, немного шаблонная, но всё равно забавная сцена с подбором секретаря для конторы соседствуют с напряжёнными перестрелками, погонями по тёмным тоннелям, суровыми допросами, и среди всего этого находится место для размышлений Мэтта о том, что он почувствовал, когда впервые увидел Карен.

Затем авторы решают уделить больше внимания как раз их отношениям, а также работе конторы «Нельсон и Мёрдок». Особенно примечателен момент, когда её первыми клиентами оказывается Фантастическая Четвёрка, и Мэтт впервые начинает осознавать себя как одного из этих таинственных людей, десятки которых появились совсем недавно, но непрерывно поражают обывателей своими удивительными возможностями. Эта тема развивается и дальше: Сорвиголова замечает, но не вполне понимает, как и почему из мстителя в маске, которому нужно было всего лишь отомстить убийцам отца, превращается в нечто совершенно иное. Он оказывается в совершенно новом мире, где неопрятный клиент может оказаться летающим суперзлодеем, а врага Человека-Паука нужно победить не только ради срыва его планов, но и для того, чтобы завоевать репутацию. Теперь среди обычных людей Мёрдок – часть этого нового и пока ещё непривычного мира – человек с ярким костюмом, тайной личности и умением делать то, чего не умеет никто. Но стоит ему пролететь по городу в своём наряде – и он обычный парень, который сам не знает, как ему относиться к тому, что его ставят в один ряд с людьми, умеющими летать на самом деле.

Но всё это служит лишь фоном для истории о его отношениях с Карен и дружбе с Фогги, на которых концентрируют внимание авторы. И здесь они тоже в первую очередь делают акцент на ощущениях и эмоциях Мэтта. Впрочем, наиболее удачно им это удаётся в сценах, повествующих о романе Карен с Сорвиголовой, а не её симпатии к Мэтту (будучи в маске, Человек без Страха не боится показывать, как он к ней относится). В остальном романтическая линия, при всём своём решающем значении для сюжета, значительно уступает той истории любви, что Лоэб и Сейл показали буквально в соседнем комиксе – «Spider-Man: Blue».

И раз уж речь зашла о «Blue», «Yellow» уступает серии и в плане рисунка. В комиксе про Паука Тим Сейл сильно разнообразил свои приёмы засчёт частичного подражания стилю Джона Ромиты-старшего. Однако это вовсе не значит, что в истории про Сорвиголову рисунок плох. Непривычного сочетания двух совершенно разных стилей тут нет, но оно и не требуется. Визуальная сторона комикса выигрывает в первую очередь благодаря мастерской работе с цветами. На соседних страницах Сейлу удаётся передать именно то, о чём шла речь выше – сочетание веселья шестидесятых и гнетуще-депрессивного настроя, сопровождающего всю жизнь Сорвиголовы.

«Daredevil: Yellow» – это комикс, который не стал шедевром на все времена, но и оставить его незамеченным совершенно невозможно. Джеф Лоэб может писать сюжеты и лучше… Ну и что? «Yellow» всё равно заставляет читателя почувствовать себя на месте Сорвиголовы. Тим Сейл способен рисовать интереснее… Ну и что? В каждую страницу «Yellow» всё равно вглядывешься с огромным удовольствием. Этот комикс стоит прочесть не ради того, чтобы узнать что-то новое о Сорвиголове или понаблюдать за невиданными сюжетными поворотами. Это просто небольшая красивая история о давно ушедших временах, и она однозначно заслуживает внимания.