Spider-Man (Человек-паук)

Spider-Man (Человек-паук)

Жанрсупергеройский фильм
фантастика
боевик
мелодрама
неонуар
Режиссёр
Продюсер
Автор
сценария
Комикс:
Стэн Ли
Стив Дитко
Сценарий:
Дэвид Кепп
В главных
ролях
Тоби Магуайр
Уиллем Дефо
Кирстен Данст
Джеймс Франко
Оператор

Дон Бёрджесс

Композитор

Дэнни Эльфман

КинокомпанияColumbia Pictures
Длительность121 мин
Бюджет$ 139 млн
Сборы$ 821 708 551
Страна

США

Языканглийский
Год2002
Следующий фильмЧеловек-паук 2

 

Сюжет

Скромный школьник-ботаник Питер Паркер живёт обычной жизнью и тайно влюблён в свою соседку и одноклассницу Мэри Джейн Уотсон, которая встречается со школьным задирой. Питера не уважают одноклассники, обзывают и всячески издеваются над ним. У Питера нет друзей, кроме богатого красавца и школьного плейбоя Гарри Озборна. Питер увлекается фотографированием, но больше ничем похвастаться не может — он сирота, живёт с небогатыми, но любящими дядей и тётей. Но однажды на экскурсии его кусает паук с изменённой ДНК. На следующий день после укуса Питер обнаруживает у себя способности, которых нет у обычного человека — огромную силу, ловкость, выносливость, умение лазать по стенам и потолкам и возможность выпускать паутину, а также “паучье чутьё”.

В первый же день с новыми способностями Питер ловко подхватывает Мэри Джейн, которая поскользнулась рядом с его столиком в столовой, и, случайно выпустив паутину в поднос с едой, бросает его в парня Мэри Джейн, чем провоцирует его на конфликт. В школьном коридоре между ними завязывается потасовка, в ходе которой Питер легко побеждает задиру, не пропустив от него ни единого удара.

Питер решает использовать свои способности, чтобы выиграть деньги на машину и произвести впечатление на Мери Джейн, для чего он записывает себя на любительские бои без правил, где обещают солидное вознаграждение. Он выигрывает поединок с рестлером Молотом Магро в бою, но его обманывают и оставляют без выигрыша, выплатив лишь 100 долларов от обещанной суммы. Когда организаторов грабят, Питер из мести решает не останавливать грабителя. После того, как грабитель убивает Бена Паркера ради его машины, который ждал Питера, тот, в порыве горя и гнева, начинает погоню за преступником. В ходе побега грабитель оказывается в заброшенном здании, где Питер вступает с ним в бой, в процессе которого беглец случайно оступается, выпадает из окна и разбивается. Вспоминая последний разговор с дядей и его фразу “С большой силой приходит большая ответственность”, Питер понимает, что его предназначение — это борьба с преступностью.

Тем временем Норман Озборн, отец Гарри Озборна, финансирующий разработки в военной сфере и рискующий провалить заказ из-за сомнительных побочных эффектов его разработок, решает провести эксперимент на себе, доказав тем самым перспективность своих идей. В результате эксперимента он становится сильнее, но повреждается рассудком и получает раздвоение личности, в следствие чего он превращается в хитрого и жестокого злодея Зелёного гоблина, способного на всё ради своей цели. Попутно показывают, как Питер устраивается на работу фотографом-фрилансером. Он должен фотографировать Человека-Паука, то есть себя.

Норман, обнаружив, что члены правления “Оскорпа” планируют продать компанию, убивает их во время фестиваля на Таймс-сквер, использует свои изобретения – летающий глайдер, костюм со шлемом в виде головы гоблина и различные компактные бомбы, но Человек-Паук не даёт ему нанести больший разрушений, попутно спасая Мери Джейн от падения с высоты, чем пробуждает в ней симпатию к новому герою города.

Джона Джеймсон, редактор газеты, где работает Паркер, называет Нормана Зелёным Гоблином. Позже Зелёный Гоблин врывается в офис газеты и расспрашивает Джеймсона о фотографе, всегда снимавшем Человека-Паука. Скоро появляется Человек-Паук, но Гоблин, усыпив его газом, относит его на крышу и, предложив объединить усилия, улетает.

Несколько дней спустя Гоблин заманивает Паука в горящее здание и спрашивает его, присоединится ли он к нему. Когда он отказывается, Гоблин нападает на Человека-Паука и, ранив его в руку, уходит. Позже Норман узнаёт истинную личность Человека-Паука, когда, посещая своего сына Гарри во время дня Благодарения, замечает у Питера такую же рану на руке, как ту, что он нанёс в поединке Человеку-Пауку. Решив морально атаковать Человека-Паука, Гоблин нападает и серьёзно ранит тётю Мэй. Когда же Озборн узнает от своего сына, что Питер с ранних лет влюблён в Мери Джейн, он похищает её и предоставляет Человеку-Пауку выбор: спасти её или детей на канатной дороге. Однако Человек-Паук спасает и детей, и Мэри Джейн. После этого Гоблин уносит Человека-Паука в оставленное здание, рвёт ему половину костюма и маску и методично избивает. Когда Зелёный Гоблин начинает угрожать Мэри Джейн, Человек-Паук побеждает его, и Норман снимает шлем Гоблина, чтобы показать себя Человеку-Пауку и просит защиты от Зелёного Гоблина. Однако, в этот момент Норман тайно направляет глайдер, чтобы пронзить Человека-Паука сзади. Паучье чутьё предупреждает героя, и в последний момент Паркер уворачивается от лезвий, и глайдер пронзает Зелёного Гоблина, убивая его. Перед своей смертью, Озборн, прийдя в рассудок, просит Питера не говорить его сыну правду о Гоблине.

Фильм заканчивается любовной сценой между Питером Паркером и Мэри Джейн Уотсон, в которой зрителю намекают на то, что Мэри Джейн всё-таки догадывается о двойной жизни Питера Паркера. На похоронах Нормана Озборна Гарри рассказывает своему закадычному другу Питеру о намерениях отомстить Человеку-пауку за смерть отца.

В ролях

АктёрРоль
Тоби Магуайр Питер Паркер / Человек-паук
Кирстен Данст Мэри Джейн Уотсон возлюбленная Питера
Джеймс Франко Гарри Озборн друг Питера
Уиллем Дефо Норман Озборн / Зелёный гоблин суперзлодей, враг Человека-Паука
Клифф Робертсон Бен Паркер дядя Питера
Розмари Харрис Мэй Паркер тётя Питера
Дж. К. Симмонс Дж. Дж. Джеймсон главный редактор газеты
Джо Манганьелло Флэш Томпсон школьный хулиган, враг Питера
Джерри Бекер Максимилиан Фаргас
Билл Нанн Джозеф «Робби» Робертсон
Джек Беттс Генри Балкан
Стэнли Андерсонгенерал Слокам
Рон Перкинсдоктор Мендель Штромм
Майкл Пападжон Деннис Каррадин
АктёрРоль
К.К. Доддс Симкинс
Тед Рэйми Хоффман
Брюс Кэмпбеллведущий боя без правил
Элизабет Бэнкссекретарь Бетти Брант
Джон Пэкстондворецкий Бернард
Тим ДеЗарн Филипп Уотсон
Тейлор Гилберт Мэйделин Уотсон
Рэнди Сэвиджрестлер МакГроу
Ларри Джошуапромоутер реслинга
Мэйси Грэйв роли самой себя
Скотт Шпигельморской полицейский
Люси Лоулессдевушка-панк
Стэн Личеловек в огне
Бенни Уркидезубийца
Джиллиан Клэрплачущая девочка в трамвае (в титрах не указана)

Производство

Разработка

В апреле 1999 года Sony Pictures приобрела права на все предыдущие сценарии к фильму «Человек-паук» у Metro-Goldwyn-Mayer. Контракт включал в себя оригинальный сценарий Джеймса Кэмерона. Тем не менее, студия заявила, что не собирается нанимать Кэмерона для работы над фильмом, а его сценарий не будет использован. Потенциальными кандидатами на пост режиссёра выступили Роланд Эммерих, Энг Ли, Крис Коламбус, Ян де Бонт, М. Найт Шьямалан, Тони Скотт и Дэвид Финчер. Финчер не хотел, чтобы в основе сюжета лежала история происхождения персонажа. Вместо этого он хотел экранизировать сюжетную арку The Night Gwen Stacy Died, но студия отказалась. В январе 2000 года Сэм Рэйми был выбран режиссёром фильма, премьера которого была назначена на лето 2001 года. В юности он увлекался комиксами, и любовь Рэйми к Человеку-пауку принесла режиссёру работу.

При разработке первого проектного сценария Дэвид Кепп руководствовался работой Кэмерона, дословно воспроизводя некоторые моменты. В версии Кэмерона антагонистами выступали Электро и Песочный человек. Переписывая первоначальный сценарий, Кепп заменил основного антагониста на Зелёного гоблина, в то время как вторичным антагонистом должен был выступить Доктор Осьминог. Находя возможную сюжетную линию отца и сына между Норманом Озборном и Питером Паркером более интересной, Рэйми принял решение удалить Доктора Осьминога из фильма. В июне студия «Columbia» наняла Скотта Розенберга, чтобы переписать сценарий Кеппа. Неизменным элементом каждой версии сценария оставалась органическая паутина Человека-паука, идея, впервые предложенная Кэмероном. Опасаясь приостановки неверия со стороны зрителей, что Питер мог бы самостоятельно изобрести механические веб-шутеры, Рэйми решил оставить органическую паутину.

Розенберг вычеркнул Доктора Осьминога из сценария и написал несколько дополнительных экшн сцен. Рэйми чувствовал, что добавление третьей истории происхождения слишком усложнит фильм. Из окончательного варианта сценария были исключены сцены со спасением Человеком-пауком Фаргаса, исполнительного директора Озкорпа, прикованного к инвалидной коляске, а также с предотвращением ситуации с заложниками на поезде. Перед началом производства, продюсер Лора Зискин наняла своего мужа Элвин Сарджент для доработки диалогов, в частности между Питером и Мэри Джейн. Columbia предоставила Гильдии сценаристов США список из четырёх людей, работавших над сценарием «Человека-паука»: Розенберга, Сарджента и Джеймса Кэмерона, каждый из которых добровольно отказался от упоминания в титрах наряду с четвёртым автором, Дэвидом Кеппом.

Кастинг

Магуайр получил роль Питера Паркера в июле 2000 года, будучи основным кандидатом Рэйми, которому понравилась его актёрская игра в фильме «Правила виноделов». Изначала студия сомневалась в привлечении Магуайера, так как тот не вписывался в ряды «титанов с зашкаливающим адреналином», однако во время прослушивания актёру удалось произвести впечатление на руководство студии. Его гонорар составил примерно от $3 до $4 млн, с более высоким окладом в потенциальных сиквелах. В течение нескольких месяцев, для улучшения телосложения, Магуайр занимался с тренером по физической подготовке, инструктором йоги, мастером боевых искусств и специалистом по скалолазанию. Кроме того, актёр изучал пауков и работал с канатоходцем, чтобы имитировать движения арахнидов, а также сидел на особой диете. Помимо Магуайера, на роль главного героя студия рассматривала Леонардо Ди Каприо, Эдварда Фёрлонга, Фредди Принца-младшего, Криса Клейна, Уэса Бентли и Хита Леджера. Фёрлонг был основным кандидатом Кэмерона в 1996 году. Помимо этого, на роль Человека-паука претендовали Скотт Спидмен, Джей Родан и Джеймс Франко, который в итоге получил роль Гарри Озборна.

Перед тем, как Сэм Рэйми выбрал для роли Зелёного гоблина в этом фильме Уиллема Дефо, она была предложена таким актёрам, как Николас Кейдж и Джон Малкович. Актёры Джон Малкович и Уиллем Дефо вместе снимались в фильме «Тень Вампира» (2000), продюсером которого являлся Николас Кейдж.

Критика

Восприняли фильм довольно тепло. На агрегаторе Rotten Tomatoes 89 % рецензий критиков оказались положительными с оценкой 7.6. На Metascore средний балл фильма из 100 составил 73. Роджер Эберт, несмотря на низкую оценку (2.5/4), похвалил историю происхождения героя, а персонажи — сказал — не разочаруют любителей оригинального комикса.

Награды и номинации

  • Премия MTV Movie Awards в номинации «Лучшая женская роль» (Кирстен Данст).
  • Премия MTV Movie Awards в номинации «Лучший поцелуй» (Тоби Магуайр и Кирстен Данст).

Фильм также получил 2 номинации на премию Оскар в категориях «Лучший звук» и «Лучшие визуальные эффекты».

Сиквелы

В январе 2003 года Sony объявила о разработке сиквела фильма «Человек-паук», продюсером и режиссёром которого вновь выступит Сэм Рэйми. 15 марта 2003 года вышел первый трейлер, в то время как премьера «Человек-паук 2» состоялась 30 июня 2004 года. «Человек-паук 3», второй сиквел «Человека-паука» и финальный фильм в серии от режиссёра Сэма Рэйми был выпущен 4 мая 2007 года.