Man of Steel (Человек из стали)

Man of Steel (Человек из стали)

Количество гениального креатива, как и любое количество нематериальных субстанций, не подчиняется метафизическим законам, и сильно изменяется. Колеблется.

Именно поэтому мало кому удается сделать что-то поистине уникальное и гениальное. Приходится в той или иной мере заимствовать…

Фильм «Человек из стали», надо отдать должное его маститым создателям, кино интересное. Не то, чтобы интригующее или заставляющее думать о нем потом на протяжении часов и дней, но до конца досмотреть хочется.

«Человек из стали» – как выражаются металлурги, цельнотянутое произведение. То есть, конечно, цельно стянутое. Как одна «русская национальная» социальная сеть у одного умного американского еврея.

Смотришь и радуешься! Так на YouTube фанаты нарезают вперемешку кадры из разных фильмов, создавая усладу для своих глаз. Очень, очень все знакомо. Не дежавю, конечно, но очень близко к этому.

Кочует крепкий небритый парень по Канаде автостопом? Что-то очень знакомое. На улицах провинциального американского городка к востоку от Миссисипи бьется герой с огромный на вид железным злодеем? Видали и такое! Драка в банке у огромной двери сейфового хранилища? Не удивили…

А на самом деле, все гораздо глубже.

Все идеи давно уже выдуманы.

Молодой честный и добрый человек, путешествующий и попутно спасавший людей тридцати трех лет от роду, готовый пойти на смерть за других, не знакомых ему людей… Не знакомый сюжет? А более, чем двум миллиардам людей, если верить Википедии, должен быть знаком…

Есть что-то первое, некий набор морально-нравственных императивов, который усваивается человеком раньше всего. Он, человек, может их и не придерживаться, но он их знает и помнит. И иногда они, даже забытые, вылезают из подсознания.

Образ Супермена вообще, как и образы большинства американских супергероев, построен на классических христианских постулатах. Но можно оставить в нем их малую толику – моральные принципы, к примеру, смирение и самопожертвование, доброту и честность. А можно слепо копировать и хитро цитировать. И вот тут уже и не скажешь, где злой умысел, а где так и было задумано.

И как фильм о таком герое сам не станет набором цитат и заимствований? Да никак.

Станет.

Главное, что цитируют создатели «Человека из стали» – «Матрица». Культовый, без всякого сомнения, киношедевр почти пятнадцатилетней давности, породивший свою философию, ознаменовавший собой новую эпоху в кино etc. Сам, кстати будет сказано, построенный на крепком каркасе из цитат и заимствований, только местами менее, а местами – более заметных. Количество цитат на него в новом фильме о Супермене исключительное, а местами даже нарочитое.

Мудрый наставник пестует юного героя, который должен поверить в себя, когда придет время – это общемировой штамп и количество применений его в кино зашкаливает за тысячи. Речь не о нем. Христианские мотивы в «Матрице» гораздо и гораздо явственнее, нежели в творении Снайдера и Нолана. Н и не они интересуют больше всего.

Речь о видеоряде. И тут все сложнее. Полет человека в плаще сквозь облака в данном случае – возвращения взятого без спросу на место, ибо в «Матрице» он был, о чем в фильме неприкрыто поясняется, заимствован у самого Супермена.

А вот драка героя и злодея на опустевших улицах, с пробиванием друг другом зданий насквозь, с распространением по стенам небоскребов кольцевых волн от ударов двух тел? А монолог главного злодея о свой правоте, построенной на единственно ему понятной и выгодной философии, опирающейся, в свою очередь, на абсолютно логичные и правильные посылки, прерываемый только на нанесение и получение ударов – вот это действительно заимствование.

Огромное трехногое орудие, чье движение направлено «в землю» и призвано уничтожить все человеческое население Земли.

Грозди капсул с детьми вокруг столбов и роботы-пауки, снующие между ними.

Трехпалые щупальца робота, пытающегося остановить героя…

Знакомые картины?

Тьфу, проблема на самом деле не в этом. Проблема совсем в другом. Она в том, что все вокруг знают, какие талантливые и способные режиссеры и продюсеры у этого фильма. Что они знают и умеют создавать оригинальные, ни с чем не сравнимые образы, складывая из них красивейшие картины.

Так в чем дело?

О, дело во многом!

С одной стороны, Супермен – самый, пожалуй, консервативный персонаж DC. Из года в год он один и тот же, не меняется его пол, раса, внешность и история. Экспериментировать с ним опасно – для экранизации комиксов фанатская база и их мнение – весомый аргумент.

С другой – зная склонность и Снайдера, и Нолана к усложнению, Warner Bros. и DC могли просто-напросто испугаться кассового провала фильма. От творения к творению эти парни все дальше и дальше отдаляются от простого народа, выходя на новый уровень – уровень элитарного кино в материально-качественном исполнении массового. А вдруг они снимут такое, что переварить смогут только люди с IQ выше 190? Ведь это совсем не целевая аудитория!..

В итоге мы имеем то, что имеем. Фильм во всех отношениях хороший.